kazanfasad.ru
консультации и продажи:

Ремонт, реставрация, утепление фасадов!

+7 (987) 297-36-46

Республика Татарстан, 420054,
г. Казань, улица Техническая, 27

Главная / Исторические объекты / Лаишево, Софийский собор

Образец 4

 

 

 

Софийский собор (ул. Ленина,18)

 

Крепость Лаишев была построена в 1557 году на месте булгарского поселения Лаиш, в первые годы после завоевания Казанского ханства государем Ива́ном IV Васи́льевичем (прозванным Гро́зным) в стратегически важном месте на традиционной переправе через Каму по дороге из Казани в Ногайскую Орду. Вскоре вокруг крепости вырос город. Уже в 1565 году в Лаишеве была приходская церковь.

В середине XVII века, после сооружения Закамской оборонительной черты, Лаишев потерял оборонительное значение и пришел в упадок. Тем не менее, в 1767 году здесь была построена каменное здание собора Собор Премудрости Божией Софии (или сокращенно «Софийский собор») на фундаменте XVII века, к предполагаемому приезду в Лаишево императрицы Екатерины II. (Екатерина II после Казани сразу отправилась в Симбирск). При учреждении Казанского наместничества, в 1781 году, Лаишев назначен уездным городом Казанской губернии, в связи с чем в 1780 году церковь была преобразована в собор.

К середине XIX столетия Софийский собор сильно обветшал, поэтому в 1853 году был разобран. В 1870 году под руководством архитектора Н.Ф. Малиновского было завершено строительство и 20 августа состоялось освящение нового каменного пятипрестольного одноименного собора. В помещении главного храма были приделы: Святой Екатерины и Пророка Ильи — освещены в 1895 году. В холодной трапезной были приделы: Николая Чудотворца и Казанской Божьей Матери - освящены соответственно в 1855 и 1858 гг.

В приходе Софийского собора к 1 января 1895 года насчитывалось 513 дворов, с населением 5380 жителей (2754 мжч. и 2626 жнщ.).

В 1897 году четыре столпа храма были расписаны мордовским художником–скульптором Степаном Дмитриевичем Нефёдовым (Эрьзя) с артелью по собственным эскизам.Над западным входом в храм была возведена массивная колокольня.

После ремонта в 1899 году разобрана внутренняя арка, центральный
объем соединен с трапезной, подвалах устроены два калорифера для о
топления собора. В 1901 году были перестроены пять барабанов и глав на центральном объеме храма.

К собору были приписаны три каменных часовни: первая — у южной стены храма, построенная в 1735 году (перестройка в 1867 году) богомольцем Т.Яковлевым над гробницей "убиенного схимонаха Варсонофия", особенно почитавшегося лаишевцами (не сохранилась), вторая — в виде молитвенного дома (на прежней Базарной площади), построенная в 1875 году в ознаменование 25-летия царствования императора Александра II; третья — в виде усыпальницы, на кладбище (не сохранилась).

После установления советской власти в Лаишево многих священнослужителей постигла трагическая участь. Не был исключением и последний настоятель собора Святой Софии Леонид Евстафьевич Скворцов (родился в 1878 году). Он окончил Казанскую Духовную семинарию, в 1906 году стал настоятелем собора. Но его служба была недолгой. По постановлению Лаишевской ЧК 08 октября 1918 года Леонид Евстафьевич Скворцов был расстрелян в алтаре храма.

С 1926 г. село Лаишево, с 1950 г. посёлок городского типа

Собор был закрыт в 1930 году. В этом же году сняли колокола. В 1956 собор переоборудовали в кинотеатр «Заря», историческая внутренняя планировка была изменена. В стенах были пробиты новые проемы, а также заложены старые арочные проемы. В процессе реконструкции новых перегородок были утрачены потолочные тяги и розетки, сбиты оконные наличники и т.д. В трапезной устроили кинозал, а в главном здании храма - два сортира и буфет. Верхние ярусы колокольни, барабаны и главы храма снесли. В начале 1990х годов в алтаре обустроили рюмочную. В таком осквернённом состоянии Софийский собор находился до сентября 2013 года, когда был снова освящён и открыт для прихожан и служб. В 2017 году после передачи собора Татарстанской Епархии были восстановлены главки храмовой части. Разработан проект противоаварийных мероприятий.

С 2017 года и по настоящее время ведется работа по восстановлению и реставрации храма. В алтарной части установлен крест. Проводится служба настоятелем храма отцом Сергием (Гришин Сергей Юрьевич). По странному стечению обстоятельств, которое можно назвать судьбой, единственно уцелевшими от былого в храме оказались росписи второго яруса на четырёх столпах храма, созданные Степаном Нефёдовым. Шестнадцать фигур святых написаны в характерной ему ранней живописной манере. Эта роспись единственная, сохранившаяся в Поволжье

В советское время росписи пришли в упадок. Их не раз пытались варварски уничтожить, на ликах святых - следы пуль, они стёрты, обветшали, повсеместно в плесени, на некоторых - оскорбительные надписи хулиганов…

 

Архитектурное описание

 

Памятник архитектуры принят на государственную охрану в 1983 году Постановлением №273 Совета Министров ТАССР.

Софийский собор представляет собой массивное здание с последовательным размещением четырех объемов (Три полукруглых апсиды, центральный кубический объем, прямоугольная одноэтажная трапезная, нижний ярус колокольни) на оси восток-запад. Храмовая часть церкви - массивный куб с тремя полуциркульными апсидами.

Большая протяженная трапезная - одноэтажная. Окна трапезной части и входы имеют арочную форму и оформлены валиками. Окна апсид, трапезной, нижней части колокольни и дверные проемы - прямоугольной формы. Подлинные заполнения оконных и дверных проемов утрачены. Исторические дверные полотна не сохранились. Стены храма расчленены плоскими и обработанными рустом лопатками. Карнизы небольшого выноса, под ним широкий пояс. Арочные окна второго этажа обрамлены наличниками сложного профиля с лепным декором.

Нижний кубический ярус колокольни вплотную примыкает к трапезной. Первый ярус разрушенной колокольни насыщен характерным псевдорусским декором из тёсаного кирпича. Углы подчёркнуты рустованными лопатками. Арочные окна второго этажа обрамлены наличниками сложного профиля. В советское время в стенах были пробиты новые проемы, а также заложены старые арочные, сбиты оконные наличники и т.д. Наиболее богато декорирован нижний ярус колокольни, под карнизом идет ряд кокошников. Декоративное оформление выполнено в стиле эклектики, с использованием элементов русского теремного зодчества XVII в., что особенно наглядно проявляется в убранстве фасадов первого яруса колокольни. Колокольня утрачена.

Главный западный вход обрамлен профилированными пилястрами, поддерживающими карниз. Окна на запад оформлены романскими полуколоннами, на которые опираются треугольные карнизики. По западному фасаду также протянут аркатурный пояс с арочными окнами в нем, выше - две арочные ниши в окаймлении сгруппированных по три опоясанных полуколонок и встроенных кокошников.

Существующее состояние объекта неудовлетворительное, местами аварийное. Объект культурного наследия имеет 50% утраты физического объема.

Внутреннее убранство интерьеров трапезной не сохранилось. Обрушены перекрытия. Кирпичный тёсаный декор (в карнизных частях) фасадов находится в неудовлетворительном состоянии. Междуэтажные пояски местами утрачены.Кровля трапезной в аварийном состоянии. Общее состояние объекта – неудовлетворительное.